Театр Олега Табакова («Табакерка»)

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Олег Павлович Табаков – человек легендарный в театральном деле. С его именем связана история создания не только знаменитого «Современника», но и история театра, где он воплотил свои мечты. Это знаменитый театр «Табакерка», который 1 марта отмечает свой день рождения.

Любимому детищу Олега Табакова было суждено зародиться в самом, кажется, неподходящем месте – в помещении старого угольного подвала жилого дома на улице Чаплыгина, 1а.

За свою сорокалетнюю историю, помимо названия «Московский театр-студия под руководством Олега Табакова», его студия получила много неофициальных имен: Подвал, «подвальный» театр, «Табакерка».

Олег Табаков вплотную занялся педагогикой в возрасте тридцати девяти лет, сделав упор на раннюю профессионализацию будущих артистов.

К осени 1974 года Табаков, отсмотрев три с половиной тысячи четырнадцати- и пятнадцатилетних детей, пришедших с намерением поступать в детскую театральную студию, отобрал сорок девять.

Начались занятия, в течение двух учебных лет проходившие во Дворце пионеров им. Н. К. Крупской в переулке Стопани на Чистых прудах.

Пройдет два года, и восемь наиболее талантливых учеников будут приглашены Олегом Табаковым на его первый актерский курс в ГИТИСе. Именно это поколение: Сергей Газаров, Василий Мищенко, Алексей Селиверстов, Елена Майорова, Александр Марин, Игорь Нефедов, Михаил Хомяков, Лариса Кузнецова, Виктор Никитин, Марина Овчинникова, Марина Шиманская, Алексей Якубов и Андрей Смоляков, который перейдет к Табакову из Щукинского училища на третьем курсе, – встанут у истоков «Табакерки».

Обретя собственное пространство на улице Чаплыгина, они организуют его согласно своему видению: ввинтят лампочку над входом, напишут устав, по которому хотели бы жить. А 29 октября 1978 года сыграют спектакль по пьесе Алексея Казанцева «…И с весной я вернусь к тебе…», с которого начнется летопись профессиональной деятельности актеров Московского театра под руководством Олега Табакова.

Зрителя буквально заворожил живой язык, на котором маленький студенческий коллектив разговаривал с залом о времени и себе. У Студии мгновенно появились почитатели всех возрастов и профессий.

Четыре года Студия напряженно трудилась, один за другим выпуская спектакли, преумножавшие известность крошечного театрального подвала:

Премьеры спектаклей «Прощай, Маугли!» и «Две стрелы» вызвали мощный общественный резонанс, частью которого явились бесчисленные публикации отечественных, а затем и зарубежных средств массовой информации. Никогда и нигде еще так много и так серьезно не писали о работах студентов, которым до получения дипломов оставалось еще добрых полтора года. Фантастический успех имели гастроли в Венгрии, куда студия отправилась в мае-июне1980 года. Вдали от родины стала особенно заметна уникальная гармония совсем молодого, но невероятно сплоченного актерского коллектива.

Успехи молодого коллектива не тронули только советскую власть. В 1980 году своим равнодушием она обрекла уже сформировавшуюся труппу на мучительное разрозненное скитание по московским театральным площадкам, не дав согласия на открытие нового театра, по сути, уже давно успешно существовавшего в творческом плане.

Табаков устроил выпускников своего первого актерского курса на работу в различные московские театры и набрал «вторую студию». В ГИТИСе в 1981 году на заочном факультете появилась «гибридная» группа «очников-заочников», весной 1982-го распущенная, за исключением четырех человек (среди которых была Евдокия Германова). Благодаря вынужденному добору учениками Табакова вскоре стали Марина Зудина, Надежда Тимохина, Галина Чурилова, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и др.

С возобновлением репетиций и спектаклей Подвал зажил в прежнем ритме.

В декабре 1986 года в министерском реестре государственных театров, наконец, появилась запись об образовании нового учреждения культуры – Московского театра-студии под руководством О. Табакова. Долгожданное событие произошло с громадным опозданием, когда многое было уже невозможно восстановить, а Олег Павлович готовил к выпуску второе поколение своих учеников. 1 марта 1987 года в только что реконструированном помещения театра публике был представлен спектакль «Кресло» по повести Ю. Полякова «ЧП районного масштаба». Именно этот день считается днем рождения театра.

На протяжении многих лет труппа театра пополнялась за счет учеников Олега Табакова из Школы-студии МХАТ, ректором которой он стал в 1985 году. К «старожилам» «подвала» в 1990 году примкнули Роман Кузнеченко, Сергей Шенталинский, а также Владимир Машков и Евгений Миронов.

Последние двое ворвались в московскую театральную и культурную жизнь стремительно и, как оказалось, навсегда. Спектакль «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича, в котором были заняты оба молодых артиста, стал знаковым для российского театра 90-х – до сих пор видевшие его вспоминают о нем с замиранием сердца. В особенности памятен неповторимый образ Абрама Ильича Шварца, созданный молодым Владимиром Машковым. В 90-х Машков проявил себя и как яркий и самобытный режиссер, представив публике сначала «Страсти по Бумбарашу» (1993), а затем «Смертельный номер» (1994). И в том и другом спектаклях были заняты студенты Школы-студии МХАТ: Сергей Безруков, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, Дмитрий Бродецкий, по окончании вуза принятые в труппу и быстро ставшие незаменимыми и востребованными.

Но не только учениками Табакова пополняется труппа театра. О. П. Табаков приглашал работать не только опытных артистов, таких, как Алексей Золотницкий, Ольга Блок-Миримская, Александр Воробьев, Павел Ильин, Евгений Миллер, Роза Хайруллина, но и совсем молодых, только что окончивших театральные вузы: Андрея Фомина, Вячеслава Чепурченко, Аню Чиповскую… Из года в год Табаков демонстрировал прекрасный дар обнаружения и раскрытия молодых дарований.

Начало XXI века для театра ознаменовалось назначением на должность штатного режиссера молодого литовца, ученика Петра Фоменко, Миндаугаса Карбаускиса, проработавшего в подвальном театре с 2001 по 2007 год.

Спектакли, поставленные Карбаускисом, завоевали несколько престижных театральных премий и призов. По сей день идут и собирают аншлаги его «Рассказ о счастливой Москве», «Лицедей».

В 2007-2011 годах режиссером театра на Чаплыгина был Константин Богомолов – человек талантливый, интеллигентный, образованный и столь же работоспособный. Богомолов за несколько лет осуществил в подвальном театре постановку спектаклей «Процесс», «Отцы и дети», «Старший сын», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Волки и овцы», Wonderland-80, «Год, когда я не родился» и двух версий чеховской «Чайки».

В 2011 году на работу в качестве штатного режиссера был приглашен выпускник мастерской С. Женовача, молодой артист и режиссер Михаил Станкевич, ярко заявивший о себе постановкой спектакля «Дьявол», а затем создавший спектакли «Жена» и «Двенадцатая ночь».

Мечта Олега Табакова и его учеников – построить новый мир в старом угольном подвале – полностью осуществилась. Однако в 1997 году небольшие размеры сцены и соответствующие технические возможности, а также постоянный дефицит мест в крошечном зрительном зале навели основателя Подвала на мысль о необходимости строительства нового здания театра. От идеи до полной практической реализации проекта прошло двадцать лет упорного труда многих десятков и сотен людей. Свой 31-й сезон Театр под руководством Олега Табакова открыл в новом здании по адресу Малая Сухаревская площадь, 5.

Вся история «Табакерки» связана с именем замечательного актера, режиссера, организатора театрального дела – Олега Павловича Табакова. 12 марта 2018 года великого мастера не стало.

C 23 апреля 2018 года художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков, который предложил переименовать театр: теперь он называется «Театр Олега Табакова».

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.