Театр кукол С. В. Образцова

Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года.

Первоначально в нем работало 13 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства Сергей Владимирович Образцов, который руководил театром более шестидесяти лет. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

В 1936 году театру было выделено помещение на площади Маяковского. Первый спектакль на этой сцене состоялся 3 октября 1937 и назывался «Кот в сапогах». Тогда же, в 1937-м, в театре прошёл Первый Всесоюзный смотр театров кукол, при ГЦТК открыты Музей театральных кукол и библиотека.

Творческое «кредо» театра, помимо воспитательно-педагогических задач, включало следующий пункт: "ГЦТК должен стать театром-лабораторией, движущим вперед развитие кукольного жанра". Скудность материальных средств не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек под руководством Сергея Образцова. Зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры.

Театр использовал традиционные формы представлений – в труппу были специально приглашены последние «могикане» ярмарочного балагана, последние актеры народного кукольного театра – петрушечник И. А. Зайцев, разыгрывавший вместе с женой А. Д. Тригановой марионеточный спектакль «Цирк на сцене».

Настоящей премьерой молодого театра 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар» – по пьесе, специально написанной А. Глобой для труппы. Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей – от агитационного спектакля до народной сказки.

Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль «По щучьему велению», поставленный в 1936 году, – с уникальной конструкцией круглой ширмы – многие театроведы восприняли «главным кукольным спектаклем ХХ века», применяющим мейерхольдовские открытия.

За несколько лет театр становится настолько популярным, что в 1937 году правительство решает предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол.

В 1940 году театр ставит «Волшебную лампу Аладдина» – самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений, восхитительной красочностью и выразительностью грациозных кукол (художник Борис Тузлуков). В спектакле впервые были применены тростевые куклы, которые за рубежом получили название «русские», став одними из самых популярных в мире. Куклы получили такое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.

Впоследствии Сергей Образцов назовет эти три спектакля «Чайками» своего кукольного театра.

В годы Великой Отечественной войны группы актеров театра кукол выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы.

В 1946 году в результате эксперимента возник самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, – сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт», широко использующий пародийные возможности кукол.

Спектакль, составленный, как смешная пародия на стандартные приёмы и стереотипы множества тогдашних эстрадных концертов, первоначально назвали – «Обыкновенный концерт». Постановка имела огромный зрительский успех, но через три года чиновники от культуры спектакль запретили. Пьесу, в которой не было положительного героя, обвинили в «очернительстве советской эстрады». Образцов нашёл выход из положения, введя в спектакль «положительного персонажа»: он сам решил вести концерт. По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла и пр.), и оставшихся пяти-шести кукольных номеров хватило лишь на одно отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.

В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. Образцов изменил его первоначальное название на «Необыкновенный концерт». При этом ему удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искромётный юмор и сатирические образы всех персонажей.

«Необыкновенный концерт» стал самым известным в мире русским кукольным представлением XX века, был сыгран более 10 тысяч раз и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Зиновий Гердт сыграл в представлении роль конферансье Аркадия Апломбова пять с половиной тысяч раз на 24 языках мира.

Спектакль идёт на сцене Театра кукол и в настоящее время.

В 1970 году театр переезжает в новое здание на Садовом кольце – архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие "окружить" зрителя куклами, "бегающий" звук).

Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Никиты Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды – в полдень и в полночь. Авторы часов – скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.

Но главное в театре это, конечно, актеры, которые создавали славу театру. В разные годы в Театре кукол С. В. Образцова работали Зиновий Гердт, Валерий Гаркалин, Михаил Богдасаров, Виктор Громов, Александр Зимин.

Сегодня Государственный академический центральный театр кукол С. В. Образцова – это крупнейший центр искусства играющих кукол, с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, тремя сценами, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире, Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Легендарные спектакли «По щучьему велению»(1936), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-олень» (1943), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) – это шедевры мирового театрального искусства.

Главный режиссер театра – один из лидеров современного российского театра, лауреат  Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Борис Константинов. В афише театра каждый год появляются новые постановки и проекты известных режиссеров и художников, синтезируя разнообразные жанры и зрелищные формы театра кукол для маленьких и взрослых зрителей.

Ссылки:

  • Спектакль «Необыкновенный концерт»: (ГАЦТК им. С.В. Образцова). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gf9_v-c1Bd4 (дата обращения: 09.09.2019).
  • Спектакль «Божественная комедия» (ГАЦТК им. С.В. Образцова). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=abfmBnb8H7E (дата обращения: 09.09.2019).
  • Часы на здании Театра кукол С.В. Образцова. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=D72LXyulK7o (дата обращения: 09.09.2019).

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.