Малый театр

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Малый театр – старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...» Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название – Малый театр.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А. Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»

Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы – ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова Большой и Малый стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.

Огромную роль в становлении репертуара театра сыграл замечательный писатель Александр Николаевич Островский. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Знаменитый писатель И. А. Гончаров, обращаясь к А. Н. Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра. Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

В 1929 году Александру Николаевичу Островскому был установлен памятник на Театральной площади перед зданием Малого театра. Скульптор – Николай Андреев, архитектор – Фёдор Шехтель.

В начале ХХ века страну буквально захватили новаторские веяния и течения. Новые художественные веяния напрочь отрицали академичность и старые традиции. Тем не менее, Малый театр оставался верен своим традициям. Театр хранил традиции не режиссёрских изысков, а классического исполнительского искусства. В 1930-е годы, когда один за другим исчезали новые реформаторские театры, Малый театр пополнялся приходившими из закрывавшихся студий актёрами.

В годы Великой Отечественной войны Малый театр не остался в стороне от всеобщей борьбы за Победу. Артисты театра одними из первых приняли участие в работе фронтовых бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях. В 1943 году был создан Фронтовой филиал Малого театра, задачей которого было художественное обслуживание действующих частей армии. Свыше 2700 фронтовых спектаклей и концертов бригад Малого театра и его Фронтового филиала было дано в годы войны.

На средства, собранные коллективом театра, в 1944 году была построена и передана армии эскадрилья самолетов, получившая название «Малый театр – фронту». С октября 1944 года по май 1945 года эскадрилья громила врага в небе над Восточной Пруссией.

Шли годы, менялись эпохи, приходили новые поколения, но, сохраняя преемственную связь, артисты, выступавшие на этой прославленной сцене, ревностно оберегали и творчески развивали лучшие реалистические традиции старейшего русского театра. Совершенствовался творческий метод Малого театра, создавалась его сценическая школа. И искусство мастеров московской сцены обретало те неповторимые черты, которые позволяют говорить об особом значении Малого театра в истории драматического театра.

Какие великолепные, неповторимые артисты работали на этой сцене! Сколько их было?! Щепкин, Рыкалова, Никулина, Медведева, Федотова, артистическая семья Садовских, династия Бороздиных – Музилей – Рыжовых, Ленский, Южин, Лешковская, Ермолова, Гоголева, Яблочкина, Остужев, Массалитинова, Пашенная, Турчанинова, Ильинский, Жаров, Бабочкин, Царев… разве всех перечислишь? И каждое имя – золотая страница в истории российского театра.

Малый театр остается театром принципиально традиционным. Театром, чей репертуар строится, прежде всего, на русской и мировой классике. Театром, в основе сценической практики которого был и остается культ актерского мастерства.

В послевоенное время славу театра составляли: Э. А. Быстрицкая, В. В. Кенигсон, В. И. Коршунов, И. А. Любезнов, Р. Д. Нифонтова, Е. В. Самойлов, Е. Я. Весник, Ю. И. Каюров, Г. А. Кирюшина, Н. И. Корниенко, А. И. Кочетков, И. А. Ликсо, Т. П. Панкова, Ю. М. Соломин, В. М. Соломин, Л. В. Юдина, Г. Демина, В. П. Павлов, Э. Е. Марцевич, К. Ф. Роек, А. С. Эйбоженко, И. В. Печерникова, А. И. Сашин-Никольский и многие другие.

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна и сегодня. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей. Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям. Сегодня на сцену Малого театра выходят: Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Борис Клюев, Василий Бочкарев, Александр Коршунов, Ирина Муравьева, Светлана Аманова, Борис Невзоров, Наталья Швец, Игорь Петренко, Александр Дривень (кстати, наш земляк-автозаводец) и многие другие.

И, конечно, несколько слов о самом преданном почитателе и хранителе Малого театра – Юрии Мефодьевиче Соломине.

Учился он в театральном училище им. М. С. Щепкина в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы, куда он был принят в 1953 г.

После окончания училища в своем родном Малом театре Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них – заглавные роли в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер Леди Уиндермиер» и других.

С 1961 г. года Ю. М. Соломин преподает в своей альма-матер – Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, является его профессором.

С 1980 г. Ю. М. Соломин начал работать как режиссер.

А в 1988 г. коллективом Государственного Академического Малого театра Ю. М. Соломин был избран (первым среди руководителей театра за долгую историю) художественным руководителем театра, а затем только он был назначен на эту должность решением Правительства России.

За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектаклю «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра (более 600 человек), включая уникальную труппу.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Ссылки:

  • «Вишневый сад» (по пьесе А. П. Чехова) : телеспектакль / Государственный академический Малый театр России ; Режиссёры: Игорь Ильинский, Борис Конухов. – Режим доступа: https://www.culture.ru/movies/1005/vishnevyi-sad (дата обращения: 26.09.2019).
  • «Ярмарка тщеславия» (по роману У. Теккерея) : спектакль / Государственный академический Малый театр России ; Режиссёры: Мария Муат, Игорь Ильинский. – Режим доступа: https://www.culture.ru/movies/1855/yarmarka-tsheslaviya (дата обращения: 26.09.2019).
  • «Горе от ума» (по пьесе А. Грибоедова) : телеспектакль / Государственный академический Малый театр России ; Режиссёры: Владимир Иванов, Михаил Царёв. – Режим доступа: https://www.culture.ru/movies/941/gore-ot-uma (дата обращения: 26.09.2019).
  • «Летние прогулки» (по пьесе А. Салынского) : спектакль / Государственный академический Малый театр России ; Режиссёры: Леонид Хейфец, Василий Чириков. – Режим доступа: https://www.culture.ru/movies/1749/letnie-progulki (дата обращения: 26.09.2019).

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.