Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

15 февраля исполнилось 100 лет со дня основания Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Театр находится в Санкт-Петербурге.

Знаменитое здание Большого драматического театра, которое находится на Фонтанке, было возведено в 1877 году. Заказчиком его был граф Антон Апраксин. Оно изначально задумывалось как театральная площадка, и должно было стать вспомогательной сценой Александринки. Долгое время здание арендовалось Дирекцией Императорских театров. В конце XIX века оно перешло в ведение Литературно-художественного общества, основанного драматургом Алексеем Сувориным. В 1917 году здание конфискует Советская власть, в 1920 году здесь был основан Большой драматический театр.

Архитектор Людвиг Фонтана, построивший здание по заказу графа Апраксина, избрал эклектичный стиль. Внешний облик его сочетает в себе характерные черты барокко и ренессанса. Уже спустя 10 лет после постройки здание претерпело ряд небольших изменений, а в начале XX века была проведена масштабная его реконструкция, в ходе которой сильно увеличилось сценическое пространство. Полностью изменилась концепция освещения интерьеров здания.

В начале 21-го столетия остро встал вопрос о капитальном ремонте театральных помещений. Последняя реконструкция прославленного театра закончилась в 2014 году.

В настоящее время театр имеет три действующие площадки – большая и малая сцены в главном здании на Фонтанке, а также Каменноостровский театр, известный как «вторая сцена БДТ».

Основателями петроградского Большого драматического театра можно считать Максима Горького и одну из старейших МХАТовских актрис Марию Андрееву, занимавшую должность комиссара по делам зрелищных учреждений советского севера. В 1918 году она официально подписывает решение об открытии БДТ.

В труппу нового театрального коллектива вошли лучшие актеры советской эпохи. Сам Александр Бенуа стал главным художником театра.

Уже в 1919 году театр сыграл свою первую премьеру. Это была пьеса Шиллера «Дон Карлос». Здание на Фонтанке театр получил лишь в 1920 году, а до того представления проходили в большом зале Консерватории.

«Театр великих слез и великого смеха» – так определял репертуарную политику БДТ Александр Блок. В начале своего пути театр, принимая к постановке произведения лучших мировых и российских драматургов, нес публике соответствующие времени революционные идеи. Главным идеологом БДТ на протяжении первых лет был Максим Горький. С 1932 года театр официально стал носить его имя.

В начале 30х годов главным режиссером театра стал ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской.

При нем репертуар дополнился постановками современной драматургии. Пьесы таких авторов, как Юрий Олеша, сделали театр более приближенным к современности.

В 1936 году Тверской был арестован, а позднее расстрелян. После этого наступила пора постоянной смены художественного руководства театра. Многие его творческие лидеры были репрессированы, им на смену приходили другие. Это не могло не сказаться на качестве постановок и состоянии труппы. БДТ стал терять свою популярность и статус ведущего театра города. Во время Великой отечественной войны труппа продолжала деятельность в эвакуации, а после прорыва блокады вернулась в Ленинград, где занялась обеспечением досуга госпиталей.

Творческий застой театра длился до тех пор, пока пост художественного руководителя в 1956 году не занял Георгий Товстоногов.

Он полностью реорганизовал БДТ, по крупицам, личность к личности собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны.

Спустя год после своего появления в театре Георгий Товстоногов поставил спектакль, о котором заговорил не только весь Ленинград, но и вся Россия. В 1957 году зрители со всего Союза ехали в город на Неве, чтобы увидеть нового блестящего артиста, открытие Товстоногова, – Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина в постановке «Идиот». После премьеры Смоктуновский, по словам современников, «не просто проснулся знаменитым, а был признан гением». То же самое произошло и с режиссером, а главное, с самим Большим драматическим, который в одночасье из аутсайдера театральной жизни Ленинграда превратился в «главную сцену страны».

Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность Иннокентию Смоктуновскому, Олегу Борисову.

Здесь раскрыли яркие дарования Евгения Лебедева, Сергея Юрского, Ефима Копеляна, Павла Луспекаева, Владислава Стржельчика, Кирилла Лаврова…

Ларисы Малеванной, Татьяны  Дорониной, Зинаиды Шарко, Натальи Теняковой, Ольги Волковой, Натальи Даниловой…

В БДТ и поныне играют Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Олег Басилашвили, Нина Усатова, Георгий Штиль, Сергей Лосев.

После смерти великого мастера звездная труппа несколько раз сменила главных режиссеров, среди которых были Кирилл Лавров, Григорий Дитятковский, Темур Чхеидзе.

В 2013 году БДТ возглавил один из наиболее ярких режиссеров современного российского театра – Андрей Могучий.

Началась новая эра БДТ. Первый же его спектакль «Алиса» по произведениям Льюиса Кэрролла, с Алисой Фрейндлих в главной роли, сразу завоевал наиболее престижные театральные премии Москвы и Петербурга. Бег по кругу в двух действиях (так определен жанр спектакля), «путешествие во времени и пространстве». Главная героиня в исполнении Алисы Фрейндлих застревает в лифте обыкновенного современного петербургского дома, остается наедине с самой собой, со своей памятью. Лифт, как кроличья нора из сказки Льюиса Кэрролла, оказывается тем порталом, через который жительница Ленинграда попадает в собственную страну чудес – во времена своей юности.

Сказочные персонажи в первом действии узнаются легко: вот Кролик, вот Шалтай-Болтай, вот улыбающийся Кот, Королева. Во втором действии все они окажутся частью большого прошлого Алисы: соседями по коммунальной квартире, друзьями из двора, строгой мамой. Путешествие в страну чудес превратится в некий психотерапевтический сеанс, в путешествие в бессознательное, после которого Алиса освободится от призраков прошлого и отправится в новое будущее. А зритель в буквальном смысле совершит это путешествие вместе с ней: сначала он будет сидеть на самой сцене и увидит закутанный в белое зрительный зал театра, затем окажется в этом зале, в прямом смысле лицом к лицу с актерами: на одном диване или вместе за одним столом, а в финале увидит героиню Алисы Фрейндлих, выходящую на пустую сцену театра – в новое, чистое пространство, которое еще только предстоит заполнить образами.

С 2013 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с  людьми, которые создают современный театр, а также – экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» – режиссёры, актёры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включён инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актёрами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

Театр это целая жизнь. Вот как это понимал великий Г. А. Товстоногов: «Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх – на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира – она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал». (Из книги «Зеркало сцены»).

Ссылки:

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.